В понедельник [21.07.2003] компания SCO Group объявила о том, что она получила авторские права на Unix и начинает реализацию программы лицензирования, предоставляя компаниям, использующим Linux, возможность избежать судебного преследования.SCO намерена предложить лицензии, поддерживающие использование двоичного кода run-time Linux, всем компаниям, работающим с ядром Linux версии 2.4 и выше.«У нас есть решение, которое позволит вам с чистой совестью использовать Linux, не обивая пороги судов», — сказал во время телеконференции в понедельник генеральный директор SCO Дарл Макбрайд.
Размер лицензионной платы за исходный код Unix System V компания объявит в ближайшие недели. Он будет основан на стоимости UnixWare 7.13, текущей версии продукта Unix от SCO. Домашних пользователей Linux SCO, по словам Макбрайда, трогать не будет — по крайней мере сначала.
Данный шаг не касается таких компаний, как Red Hat, которые разрабатывают, распространяют и продвигают Linux, а относится непосредственно к пользователям, которые могут предпочесть заплатить, вместо того чтобы вступать в идеологическую и юридическую борьбу.Однако при этом возникает несколько сложных проблем, которые отчасти лежат в основе судебного иска SCO против IBM. В частности, SCO должна убедить суды или пользователей Linux в том, что IBM и другие владельцы лицензии на Unix не имеют права переносить в Linux программный код, созданный ими для Unix.Подтверждение авторских прав на Unix тоже не простое дело. Сейчас Unix представляет собой лоскутное одеяло, составленное как из общедоступных, так и из запатентованных кусков.
В случае успеха SCO по существу обложит Linux данью, которая может подорвать движение open-source.«Я не верю в долгосрочный успех SCO на поприще сбора налога с каждой продаваемой копии Linux, так как это подорвет само движение Linux, — говорит аналитик Illuminata Гордон Хафф. — Дело кончится тем, как мне кажется, что либо кто-то купит SCO, либо SCO удастся развалить движение Linux».
До сих пор SCO не могла опираться в своих действиях на авторские права на Unix, так как Бюро авторских прав США не зарегистрировало их за Novell, прежним владельцем интеллектуальной собственности на Unix. В контракте, вырытом из архивов, говорится, что SCO получает некоторые из авторских прав, и теперь SCO, по словам Макбрайда, зарегистрировала свои права на Unix System V и Unixware.
«С 2001 года коммерческие заказчики Linux покупали и получали ПО, содержащее незаконно используемый код Unix, принадлежащий SCO, — говорится в заявлении Криса Зонтага, старшего вице-президента и генерального менеджера SCOsource, отделения интеллектуальной собственности SCO. — SCO намерена предоставить им возможность работать с Linux легально, расплачиваясь за это сполна».
Данный шаг еще больше превращает SCO из технологической компании в торговца лицензиями на интеллектуальную собственность. Хотя большая часть из 330 сотрудников SCO все еще трудятся над новой технологией, львиную долю доходов компании приносит интеллектуальная собственность.Инвесторы одобрили шаг SCO: в понедельник курс акций компании повысился на 11% и на момент закрытия торгов составил 13,32 $.
Претензии SCO привели в бешенство некоторых энтузиастов Linux, которые утверждают, что тонущая компания хватается за соломинку, хотя не имеет никакого права требовать лицензионной платы за Linux. SCO настроила против себя Linux-сообщество еще в мае, когда заключила лицензионное соглашение с Microsoft, которая много лет поносит Linux.
Если заказчики выполнят требования SCO, давление быстро сместится на те компании, у которых они приобрели продукты Linux.SCO постаралась помочь заказчикам проследить эту связь. «Не предоставляя никаких гарантий, IBM и другие получают доход от Linux, в то же время перекладывая риск на конечных пользователей», — сказал Макбрайд.
SCO отказалась детализировать, как владение авторскими правами повлияет на ее отношения с такими компаниями, как Red Hat, TiVo, Hewlett-Packard, Dell, SuSE или Linux Networx, которые продают продукты Linux. Однако ясно, что SCO имеет в виду и их.«По закону об авторских правах можно судиться как с нарушителями, так и с пособниками нарушителей», — сказал во время телеконференции Дэвид Бойз, который в свое время вел антимонопольное дело Министерства юстиции США против Microsoft, а теперь работает на SCO, помогая ей судиться с IBM.
IBM сохраняет твердую позицию, настаивая на том, что она не делает ничего противозаконного. «SCO не продемонстрировала ни одного кода, который IBM внесла в Linux в нарушение авторских прав SCO, — сказала в понедельник представительница компании Тринк Гуарино. — Пусть SCO открыто укажет этот код. Создается впечатление, что SCO хочет, чтобы заказчики платили ей за лицензию на основе голословных обвинений».
SCO уверяет, что в Linux присутствует код, нарушающий авторские права на Unix, трех типов. Во-первых, это код, скопированный построчно, — не IBM или, во всяком случае, не только IBM, говорит Макбрайд. Во-вторых, это расширения Unix, которые написали такие компании, как IBM, а затем перенесли их в Linux. К этой категории Макбрайд относит специфический код типа функций RCU (read-copy update) и NUMA (non-uniform memory access), каждая из которых помогает операционной системе работать на более крупных серверах. И в-третьих, это «методы и концепции», использованные в Linux.
Построчное копирование могло бы стать прочным основанием для судебного преследования, но SCO почему-то делает упор на high-end функции, которые пришли в Linux двумя другими маршрутами. «Чем дальше SCO уходит от построчного копирования, тем сложнее ей будет выиграть это дело», — говорит адвокат из конторы Carr and Ferrell Джон Феррелл.