По странному стечению обстоятельств о Linux сейчас стали говорить больше, чем о мэйнстриме, несущем тяжкое бремя вечного лидера продаж. Встречая на полках магазинов красочные коробки с надписями «Red Hat», «Debian» или «ASP Linux», я недоумевал: неужели на эту ОС есть спрос? Оказывается, есть. Пока, правда, несопоставимый со спросом на детище Microsoft, однако еще пару лет назад его вообще не было. Что же случилось? Похоже, Linux, наконец, поднялась до уровня, приемлемого для человека, который а) не является «кардинально задвинутым» на системе и б) не работает системным администратором. Итак, я полагаю, что время выхода Linux в широкие массы уже подошло. Это — время «П», время популяризации.В контексте терминов «популяризация» и «распространение» я постараюсь не употреблять ни слова «пора», ни даже слова «следует». Процесс популяризации Linux, на самом деле, идет автоматически. Тот, кто хоть немного знаком с философией свободного программного обеспечения, поймет, что это движение остановиться не может хотя бы потому, что является неконтролируемым.
Однако распространяется Linux довольно медленно — сказывается инертность общества и свободное течение процесса разработки. Популяризация ведь заключается не в том, чтобы как можно больше людей узнало о Linux — о ней и так уже наслышаны все. Человек должен осознать, что он получит от использования этой системы, какие удобства прибавятся в работе и личной жизни. Проблема вовсе не в том, что Linux не может ничего дать. Может. Просто многие до сих пор считают, что Linux — это нечто сверхсложное и в придачу управляемое из командной строки. Как убедить потребителя, что это не так? Единственный способ — объяснение, доходчивое и наглядное объяснение возможностей системы и того, как ими воспользоваться с минимальными затратами ценнейшей для человечества субстанции — времени.
В силу того что Linux изначально развивалась хоть и в академических кругах, но связанных с техникой, а не с литературой, толковой документации по этой операционной системе нет. Конечно, написаны целые мегабайты манов (руководств), которые и составляют справку по Linux. Но что может сказать команда man (которую нужно ввести в командной оболочке с кучей параметров, чтобы получить справку) человеку, который и мышкой-то еще двигать не научился? Ровным счетом ничего. Господа популяризаторы, нужно нечто другое. Например, книги. Я не буду перечислять самые удачные или неудачные книги по Linux или сравнивать их с литературой по Windows — это некорректно. Дело в том, что литературы, объясняющей, как выключить компьютер, находясь в Linux, человеку, который и компьютер первый раз видит, — пока не существует в природе. Поэтому заявляю с полной серьезностью: если кто-нибудь возьмет на себя тяжелый, но благородный труд по написанию доступной и открытой книги про Linux, он сильно поднимет популярность системы среди тех, кто начинает знакомство с компьютером. Пользуясь случаем, опять обращусь к господам популяризаторам с призывом поторопиться: таких девственно чистых людей остается все меньше. И угадайте, какой системой они начинают пользоваться, вступая в мир высоких технологий?
Другая причина медленного распространения Linux состоит в особенностях проприетарного софта. Все-таки операционные системы — не единственные воины на поле брани. Есть еще куча программ, которые ну никак нельзя списывать со счетов. Это референс-диски (словари, энциклопедии), всяческие программы типа «автоматизированного места врача», наконец, игры. Таким образом, нужно, чтобы разработчики проприетарного софта начали программировать для Linux. Ничто и не мешает им это делать, кроме одного фактора — окупаемости работы. Разумеется, если учитывать еще и это, ни о каком распространении по GPL речи и быть не может — только коммерческий вариант. Но это касается только дня сегодняшнего. Как я уже говорил, распространение Linux само по себе не остановится, поэтому в один прекрасный день IT-сообщество может встать перед фактом: демонополизация свершилась.
А теперь десерт. Главная причина, по которой Linux в нашей стране не может стать Windows или увеличить число своих пользователей за счет закона постоянства состава (если есть две операционные системы, то чтобы прибавить пользователей одной из них, нужно отнять их у другой), кроется в доступности коммерческого решения, представляющего собой диск с Windows, Office, Photoshop и чем-нибудь еще ценой в сто рублей. Это действительно проблема из проблем. Ее решение мне видится только кардинальным — в тотальной борьбе с пиратством, которая, в свою очередь, должна сопровождаться целым букетом предметных постановлений и действий. В том числе, естественно, касающихся изменения ценовой политики софтверных компаний.
Единственное, что можно делать в сложившейся ситуации, — это действовать, распространять, улучшать, но не рассчитывать на быстрый успех. Спираль раскручивается, и на каком-то из ее витков мы станем свидетелями демонополизации рынка программного обеспечения, о которой так много говорят, но которой пока никто в глаза не видел.