Как утверждает организация, которая продает пользователям и продавцам Linux страховку от судебного преследования за нарушение интеллектуальной собственности, Linux потенциально нарушает 283 патента, 27 из которых принадлежат Microsoft, однако ни одно из этих нарушений не подтверждено решением суда.Дэн Рейвичер, основатель и исполнительный директор Public Patent Foundation, выполнил патентный поиск по заказу Open Source Risk Management. OSRM, подобно страховой компании, торгует юридической защитой от обвинений в нарушении операционной системой Linux авторских прав. Компания планирует добавить в свою программу и патентную защиту.
По данным OSRM, 98 из 283 патентов принадлежат Linux-союзникам, в том числе 60 — IBM, 20 —- Hewlett-Packard и 11 — Intel. Поиск, на который ушло несколько месяцев, охватывал версии ядра Linux 2.4 и 2.6.OSRM предложит патентную защиту не ранее 2005 года, но цену уже объявила: $150 тыс. в год за покрытие расходов по судебным искам и внесудебным соглашениям в размере до $5 млн.
По словам Стюарта Коуена, главы Linux-консорциума Open Source Development Labs, где работает лидер движения Linux Линус Торвальдс, Linux-программисты смогут избежать любых проблем, связанных с нарушением патентов.«Как мы заявили в ответ на претензии SCO, OSDL готова работать с сообществом программистов над исключением из Linux любого кода, нарушающего законные права других, и теперь мы распространяем это обещание на любые проблемы, связанные с патентами».
Хотя OSRM рассчитывает нажиться на страхе преследования за нарушение интеллектуальной собственности операционной системой Linux, молодая компания сама льнет к движению open-source — отчасти потому, что чем больше у Linux пользователей, тем крупнее рынок, говорит Рейвичер.В правление OSRM входит активист движения open-source Брюс Перенс, а Памела Джоунс с веб-сайта Groklaw, наблюдающего за развитием событий вокруг SCO, помогает собирать исторические подробности о технологии Unix и Linux. Сам Рейвичер представляет Free Software Foundation, организацию, разработавшую лицензию General Public License (GPL), по которой распространяется Linux и многие другие программы open-source.
По мнению Рейвичера, 283 патента могут послужить основанием для исков о нарушениях в Linux, однако суд не обязательно найдет реальные нарушения или может посчитать патенты недействительными. Примерно половина всех патентов, фигурирующих в суде, признается недействительными, отметил Рейвичер.По его словам, большое число нарушаемых патентов не является особенностью Linux. Против Microsoft, например, тоже возбуждено несколько дел о нарушении патентов.
При действующем в США патентном законодательстве компании и частные лица не заинтересованы в том, чтобы выяснять, не нарушают ли их продукты чужие патенты.«Если вскроется нарушение, и вы об этом знали, то вас могут осудить, что утроит финансовые потери, — пояснил Рейвичер. — Если же вы скажете, что не знали и никогда не видели этого патента, вас не осудят. Это железное правило».
Линус Торвальдс придерживается именно этого подхода. «Ответственность за патентный поиск всегда возлагалась на держателей патентов, — сказал он в интервью в 2003 году. — Естественно, я не призываю инженеров заниматься патентным поиском».
Red Hat, крупнейший продавец Linux, предлагает страховку не только для Linux, но и для своего ПО более высокого уровня. «Мы уверены, что наши решения open-source не нарушают чужих законных прав интеллектуальной собственности», — заявила компания в июле этого года.
Учитывая значение знания о потенциальном нарушении патентов, OSRM не публикует свой список нарушаемых патентов.«Если мы обнародуем его, мы тем самым поставим всех в известность об этих патентах. Если кто-то не хотел о них знать, они узнают от нас, так что мы окажем давление на сообщество, — говорит Рейвичер. — Те же, кому это действительно нужно, могут провести патентный поиск самостоятельно».