IP-телефония (VoIP - от "Voice over Internet Protocol" - англ. "протокол передачи голоса по Интернету") - еще одно технологическое нововведение, пришедшее в народ вместе с Интернетом и уже давшее понять, что мир больше не будет таким, как раньше. VoIP, по сути своей, является технологией, позволяющей удешевить междугородние и международные звонки в 3-5 раз. Происходит это за счет того, что основную часть пути голосовой сигнал идет по Интернету в цифровом виде, что стоит гораздо меньших денег и позволяет достичь более высокого качества связи, чем при использовании обычных аналоговых линий.
Технология
Аналоговая линия подразумевает установку прямого соединения между разговаривающими абонентами. IP-телефония базируется на двойном преобразовании голосового сигнала - вызывающий абонент совершает локальный звонок до коммутатора VoIP-фирмы, услугами которой он пользуется (обычно такие фирмы продают предоплаченные "скрэтч-карты"), там сигнал преобразовывается в цифровой вид и далее передается по Интернету (серьезные VoIP-операторы используют выделенные интернет-каналы большой емкости, что обеспечивает гарантированное качественное соединение). Когда сигнал доходит в город вызываемого абонента, он "приземляется" - совершает обратное преобразование в голосовой сигнал силами одного из местных операторов и достигает телефонного аппарата адресата в виде еще одного локального звонка.
VoIP-технологии в настоящее время набирают все большую популярность среди жителей разных стран мира - в первую очередь, промышленно развитых. Интернет-провайдеры и телефонные операторы активно разрабатывают этот рынок, например, в США. На сегодняшний день населению предлагаются пакеты услуг, когда примерно за 25 долларов можно оформить месячную подписку, позволяющую весь месяц звонить без ограничений любым абонентам на территории США и Канады. Такие инновации активно поощряются американскими властями, которые, как известно, поставили своей целью способствовать развитию интернет-технологий у себя в стране и в связи с этим почти полностью на ближайшие годы освободили интернет-индустрию от налогов.
В частности, власти США разрешили VoIP-фирмам иметь статус федеральных компаний, чтобы те могли свободно работать на межрегиональном рынке. Раньше этому препятствовала необходимость находиться в правовом поле только одного штата, так как традиционно такие фирмы были достаточно небольшими. Однако с ростом популярности IP-телефонии на этом поле стали играть и крупные телекоммуникационные холдинги.
Разумеется, никто не отменял изначально имевшуюся возможность разговаривать по Интернету без всяких телефонов - с помощью напрямую подсоединенных к компьютерам микрофонов и динамиков. Массовому распространению такой конференц-связи всегда мешали медленные интернет-соединения (например, телефонный dial-up), однако в последнее время все больше людей подключаются к широкополосным линиям, что делает VoIP доступным для народа как никогда.
|
|
Этим и воспользовалась компания Skype, создавшая одноименную систему, позволяющую каждому желающему совершать голосовые звонки любому другому участнику системы, причем бесплатно - по сути это голосовой аналог популярной службы ICQ. Skype создали те же люди, которые придумали файлообменную сеть KaZaa; они применили там ту же технологию передачи данных "от узла к узлу" ("peer-to-peer", P2P). Это означает, что в обмене трафиком ("пересылке" звонков по Интернету) участвуют все пользователи, "помогая друг другу" - делясь с остальными участниками вычислительными мощностями своего компьютера и емкостью интернет-канала. Это следует учитывать тем, кто желает воспользоваться системой, но платит за интернет-трафик в зависимости от его количества. Пользование Skype становится платным, когда звонок на компьютер участника сети совершается с обычного телефона или наоборот - когда с компьютера участника Skype звонят на телефонный номер.
Экономика
В общем и целом, все эти революционные изменения в сфере общения между людьми на расстоянии не могут не означать изменения ситуации в соответствующем секторе потребительского рынка - с появлением доступных массовому потребителю дешевых VoIP-услуг он, по всем законам рыночной экономики, будет склонен пользоваться именно ими, а не более дорогими услугами стандартных междугородних и международных операторов.
И если в США такая ситуация считается, в целом, нормальной коррекцией свободного рынка, то в некоторых других странах она вызывает серьезные опасения - в первую очередь, у операторов традиционной связи, которые видят в развитии IP-телефонии прямую угрозу своим прибылям. И, вопреки законам свободного рынка, некоторые компании пытаются этому развитию помешать, используя все доступные им способы.
|
КОСТА-РИКА, фото с сайта costa-rica-cruises.com |
|
Одним из таких способов является лоббирование внедрения государственных инструкций, ограничивающих деятельность конкурентов. Некоторые мировые "аналоговые" операторы, среди которых встречаются монополисты или почти монополисты, замечены в давлении на власти своих стран с целью проталкивания угодных им законов. Так, в настоящее время деятельность VoIP-фирм пытаются законодательно "отрегулировать" в Коста-Рике, где уже много лет на рынке доминирует национальный телефонный провайдер Instituto Costarricense de Electricidad. От него, в частности, исходит предложение обложить операторов IP-телефонии дополнительными налогами, признав их компаниями-посредниками, генерирующими добавленную стоимость.
А одно из предложений, косвенно исходящих, по данным интернет-издания TechWeb, от костариканского монополиста, заключается в том, чтобы IP-телефонию просто-напросто... криминализовать. То есть объявить вне закона. Некоторые местные специалисты оценивают подобную перспективу как "катастрофическую" для экономики этой небольшой латиноамериканской страны, так как в последнее время в Коста-Рике активно развивается индустрия "удаленного программирования" ("аутсорсинга"), для которой возможность совершать дешевые международные звонки является критичной.
Политика
Российские экономисты оценивают оборот сформировавшегося к настоящему моменту в России рынка услуг IP-телефонии в 300 миллионов долларов в год. На этом рынке сейчас работают различные фирмы - как VoIP-отделения крупных телекоммуникационных компаний, так и небольшие локальные операторы. И к настоящему моменту они пришли к выводу, что традиционные крупные операторы, такие как "Ростелеком" или МГТС (которая сама в минувшем декабре вышла на рынок VoIP), пытаются с помощью административного ресурса объявить их бизнес нелегитимным.
Применение административного ресурса в коммерческих целях, считают представители VoIP-компаний, просматривается в свежем постановлении правительства РФ, которое 28 марта 2005 года ввело в действие разработанную под контролем Министерства информационных технологий и связи инструкцию под названием "Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия". По мнению специалистов, эти правила фактически запрещают оказание услуг IP-телефонии, устанавливая для них заведомо невыполнимые обязательства и ограничения.
23 и 24 марта в Подмосковье прошел ежегодный Российский интернет-форум (РИФ), собравший более 700 представителей интернет-отрасли. Присутствовавшие там представители VoIP-операторов в преддверии принятия новых инструкций Минсвязи решили, в соответствии с традициями функционирования демократического гражданского общества, попросить защиты у главы исполнительной власти страны - президента Путина, которому 31 марта было направлено открытое письмо. В нем говорится:
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Участники Российского интернет-форума — представители малого и среднего бизнеса России, вынуждены обратиться к Вам с глубокой озабоченностью по поводу дальнейшей судьбы коммерческих предприятий, работающих в области связи. Одной из главных тенденций развития рынка телекоммуникаций является конвергенция голоса, видео и данных в рамках одной мультисервисной сети на базе интернет-протокола. Уже сегодня во всем мире около 30% международного голосового трафика передается по IP-сетям.
Главной проблемой, стоящей сегодня перед отраслью IP-телефонии в России, является регулирование. Регуляторы стран Западной Европы и США ставят своей приоритетной задачей стимулирование развития новых технологий и считают IP-телефонию важнейшей революционной технологией на рынке, всемерно поддерживая ее развитие. В то же время, "Правила присоединения сетей электросвязи", разработанные Мининформсвязи РФ и принятые постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 г., фактически запрещают оказание услуг IP-телефонии и обязывают операторов отдавать весь трафик оператору международной и междугородной телефонной связи. Бизнес более 2 тыс. российских операторов IP-телефонии с общим оборотом около $300 миллионов в год становится нелегитимным. Операторы будут вынуждены прейти на "серые" схемы работы и перестанут платить налоги. Обязательство направлять весь трафик на оператора международной и междугородной телефонной связи является серьезным нарушением принципа свободной конкуренции и фактически является монополизацией рынка дальней связи в интересах 1–2 операторов. "Правила" разрабатывались Мининформсвязи без учета мнений участников рынка и без привлечения экспертизы независимых организаций.
|
РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ-2005, фото "Ленты.Ру" |
|
Президент и правительство РФ декларируют поддержку конкуренции: "Очевидно, что выход на рынок новых и эффективных хозяйствующих субъектов зависит от наличия у нас действительно свободной конкуренции. Правительством уже подготовлен проект нового закона о защите конкуренции. Он призван реально бороться с диктатом монополистов и помочь открытию рынков, включая региональные, для многих тысяч новых российских предпринимателей". (Путин В. В., стенографический отчет о встрече с представителями общественных организаций российского бизнеса 24 марта 2005 года, Москва, Большой Кремлевский дворец). В то же время, "Правила присоединения сетей электросвязи" уничтожают конкуренцию в целой отрасли российских инфокоммуникаций.
Российский интернет-форум считает "Правила присоединения сетей электросвязи" огромным шагом назад в регулировании российской отрасли связи. Этот документ противоречит мировому опыту регулирования и не учитывает современные тенденции развития инфокоммуникаций. Принятие "Правил" в том виде, как они есть, приведет к замедлению развития телекоммуникационного рынка в стране и уменьшению конкурентоспособности России на мировом рынке. Российский интернет-форум требует переработать "Правила присоединения сетей электросвязи" с учетом современных тенденций рынка, с привлечением к разработке участников рынка, независимых экспертов и общественных организаций.
Один из ведущих российских экспертов по рынку интернет-доступа и IP-телефонии Александр Милицкий в интервью "Ленте.Ру" поясняет, что вне зависимости от государственного регулирования и лоббистских усилий монополистов IP-телефония будет развиваться естественными путями - если не давать возможности работать VoIP-компаниям, решения голосовой связи через Интернет мигрируют с уровня оператора на уровень конечного потребителя, "где как-то их контролировать и запрещать будет попросту нереально".
Кроме того, либерализация рынка дальней связи в любом случае является неотвратимой, поскольку это одно из ключевых требований при переговорах о вступлении России в ВТО (Всемирную торговую организацию). Если "Ростелекому" и удастся выбить с рынка VoIP-операторов, "вернуть трафик в свою сеть окажется не проще, чем загнать обратно в тюбик уже выдавленную зубную пасту", - отмечает Милицкий.
Сергей Рублёв