Мнение сотрудников одной компании друг о друге формируется на основе их музыкальных предпочтений. Такой вывод сделали на основе своих экспериментов исследователи из Политехнического института Джорджии в Атланте и Исследовательского центра Пало-Альто (PARC). Проект финансировался PARC и Национальным институтом стандартов и технологий США. Ученые выступят с докладом о своем открытии 5 апреля на конференции "Взаимодействие компьютера и человека" (CHI 2005) в Портленде (штат Орегон).
Эксперименты проводились в небольшой американской фирме. Для того чтобы выявить социальный аспект влияния музыкального файлообмена, ученые наблюдали за тринадцатью сотрудниками, пользующимися компьютерной программой iTunes. Выяснилось, что все испытуемые составляли свои плейлисты, пытаясь создать себе определенный имидж. Однако не всегда им удавалось достичь желаемой цели - многие сотрудники неверно трактовали музыкальные вкусы своих коллег. Кроме того, участники эксперимента безошибочно отмечали приход новых сотрудников или уход старых, так как ассортимент музыки, выкладывающейся для обмена в корпоративной сети, менялся соответствующим образом.
Эми Войда, Кит Эдвардс и Беки Гринтер наблюдали за тринадцатью работниками, пользующимися компьютерной программой iTunes.
Все подопытные признались исследователям, что при составлении своих музыкальных коллекций пытались представить, какое впечатление их фонотека может произвести на окружающих. Если подборка композиций казалось им "недостаточной крутой", они дополняли ее треками, которые им самим не всегда нравились, но могли бы создать о них впечатление как о "продвинутых меломанах". Один из пользователей, немец по происхождению, составил свой плейлист, акцентируя внимание на своей национальности - в его фонотеке пристутствовала обширная коллекция немецкой оркестровой музыки. Некоторые испытуемые скрыли свои предпочтения, опасаясь, что любимая ими музыка придется не по душе сотрудникам.
И все же, несмотря на стремление пользователей создать себе благоприятный имидж, часто эффект получался обратным - мнение коллег не соответствовало ожидаемому. К примеру, среди участников эксперимента был пользователь, слушающий только классическую музыку, в то время как остальные предпочитали рок, электронную музыку и новые музыкальные направления. Любитель классики считал, что фонотеки его коллег почти одинаковы и, как следствие, они сами не сильно отличаются друг от друга. А каждый из его сотрудников, напротив, считал, что выделяется среди остальных благодаря своей музыкальной коллекции. Еще один пример: один из испытуемых собрал обширный архив записей Джеймса Тейлора, а его коллега был фанатом ирландской фолк-музыки. Решив побольше узнать о музыкальных предпочтениях друг друга, они начали активно обмениваться треками. В конце исследования выяснилось, что одному из них композиции коллеги пришлись по вкусу, а вот другой был совсем не в восторге от полученных музыкальных файлов. Из-за этого между ними возникло недопонимание и, как следствие, напряженность в отношениях.
Еще один любопытный вывод сделали ученые на основе эксперимента: если имя владельца коллекции не было указано, все подопытные пытались угадать, кому же она может принадлежать. Нежелание большинства испытуемых слушать песни из анонимного плейлиста специалисты называют своеобразным социальным феноменом. Подводя итог своим исследованиям, ученые отмечают, что файлообмен может формировать онлайновое сообщество внутри одного коллектива, невзирая на несопоставимость музыкальных вкусов каждого из членов группы.