Модная ныне сентенция о скором исчезновении КПК как вида под натиском смартфонов и коммуникаторов в последнее время звучит все чаще, нередко принимаясь как аксиома. А между тем все не так просто.
Действительно, последние события на рынке карманных вычислительных устройств заставляют задуматься над вопросами будущего развития этой товарной группы. На первый взгляд это будущее представляется довольно скромным. Данные практически всех мировых аналитиков показывают снижение темпов роста рынка КПК по сравнению с рынком смартфонов, источники расходятся лишь в оценке количественных показателей. Собственно, их сообщения и стали основой в чем-то даже панических оценок рынка.
Если говорить о России, то нельзя не отметить, что развитие рынка мобильных устройств можно рассматривать как часть более глобальной тенденции — конвергенции ИТ-индустрии и традиционных рынков потребительской электроники. При этом, в секторе традиционных КПК продажи растут и довольно бурно, сегодня даже возникает впечатление, что будучи много лет «небольшим, но перспективным» этот сегмент наконец начинает реализовывать свой потенциал. Не стоит на месте и сектор смартфонов, темпы роста там еще выше. Вкупе это позволяет говорить если не о «буме», то о резком росте рынка по обоим направлениям. В итоге неизбежно напрашивается вывод, что сегодня мы наблюдаем процесс не стагнации рынка КПК и замены карманных компьютеров «умными телефонами», а изменение позиционирования основных товарных групп как таковых. Наряду с перераспределением рыночных ниш идет прирост рынка в целом. И что более важно — рост происходит независимо по обоим направлениям.
Де-факто, на рынке мобильных устройств можно выделить две тенденции. Первая — изменение структуры, становление новой конфигурации сегмента «мобильных вычислений», которая включала бы в себя как КПК, так и смартфоны (а возможно, и сверхкомпактные ноутбуки). Вполне закономерно, что при этом одни вендоры теряют свои позиции, другие напротив, открывают для себя новые перспективы и эти колебания вызывают вполне закономерные изменения в структуре рынка. Вторая — конвергенция КПК и смартфонов, превращение их в единое устройство (обычно такие модели называют уже коммуникаторами). Здесь есть свои сложности, но они не столько рыночного, сколько технического характера, идеологически же этот рынок ближе к рынку традиционных КПК.
Непростая конвергенция
Главная особенность сегодняшнего состояния «карманного» рынка — это ИТ-рынок, и вендоры и реселлеры, работающие на нем, — это преимущественно ИТ-компании. В то же время, традиционные КПК как таковые долгое время оставались нишевым товаром, невысокие объемы продаж компенсировались относительно большой маржей. Но сегодня структура рынка изменилась, причем радикально. Его современное состояние характеризуется невысокой маржинальностью и при этом все еще «немассовыми» объемами сбыта (это никоим образом не противоречит вышеприведенным утверждениями о «буме» в данном сегменте, просто если посмотреть на абсолютные объемы продаж, а это 30-50 тыс. устройств в квартал, то станет понятно, что до «массовости» рынку КПК еще далеко). В сочетании с невысокой (относительно сектора сотовых телефонов) скоростью обновления модельных рядов (в лучшем случае новые модели у большинства вендоров появляются дважды в год), это означает, что, формируя политику закупок, реселлер должен очень точно просчитывать перспективы практически каждой модели, нередко учитывая даже такие слабоформализуемые факторы, как мода и репутация устройства. Любой просчет тут чреват затовариванием складов и соответствующими потерями.
В секторе смартфонов ситуация несколько иная. Это рынок «сотовый», исторически, большинство его участников пришли с рынка мобильной связи, где небольшая (если не сказать, минимальная) маржа и большие объемы — норма. Скорость обновления модельных рядов высока, фактически, выпуск новых моделей «мобилок» — это процесс практически непрерывный. И поэтому стремительное развитие сектора смартфонов, связано не столько с тем, что потребители внезапно осознали все плюсы таких устройств, сколько с естественными процессами смены модельных рядов у изготовителей сотовых телефонов. Поддерживать напряженный цикл обновления модельного ряда производителю «трубок» нужно в любом случае и с недавнего времени (фактически, год-полтора назад) в сегменте high-end «трубок» начали появляться именно смартфоны. До того роль технологической «приманки» для потребителя дорогих и мощных моделей играла Java (и возможность устанавливать игры, породившая огромную индустрию мобильных игр), но сегодня Java постепенно «переползает» в сектор моделей среднего, а в ряде случаев, и бюджетного уровня.
По сути, производители исчерпали возможности «наращивания» мощности телефонов в рамках традиционных платформ (как правило, фирменные «прошивки») и были вынуждены обратиться к наработкам создателей смартфонов. В авангарде шли (и идут) два ведущих акционера консорциума Symbian, компании Nokia и Sony Ericsson, в меньшей степени Siemens (эта компания пока пытается притормозить прогресс, предлагая покупателям «смартфоноподобные» модели, правда, не очень успешно). Процесс «смартфонизации» далеко не закончен, но так или иначе сложно сомневаться, что за год-полтора именно смартфоны станут основой продуктовых линеек в сегменте high-end практически для всех производителей. Все это сопровождается агрессивной рекламой «сотовых» вендоров на фоне практически отсутствующей (если говорить о России) рекламы КПК.
Как следствие, нет ничего удивительного в том, что после того, как смартфоны были запущены «в канал» и заработал отлаженный механизм продажи сотовых телефонов, они сразу же заняли очень хорошие позиции. Это абсолютно естественно, поскольку учитывая объемы рынка сотовой связи (по разным оценкам порядка 5-6 млн. в квартал), заняв примерно 1% этого рынка (все-таки, основная масса продаж сотовых телефонов приходится на недорогие массовые модели, тогда как смартфоны — устройства, преимущественно позиционируемые в ценовой нише «более 300 долл.»), смартфоны радикально изменили расстановку сил.
Но в действительности, сегодня (и надо полагать, эта ситуация сохранится в ближайшем будущем) потребительские аудитории смартфонов и КПК пересекаются весьма мало. Большинство покупателей смартфонов — клиенты сотовых салонов, причем, как справедливо отмечают некоторые источники, не имевшие КПК. Они приходят покупать «продвинутый телефон», причем, нередко не догадываясь о его «смартфонной» природе. И даже после довольно длительного периода использования многие из них даже не догадываются о, скажем, возможности установить на свое устройство дополнительное ПО. Достаточно часто встречается также ситуация, когда пользователь имеет и карманный компьютер и смартфон. Почему они покупаются и насколько пользователь задействует каждое из устройств — его личное дело, но с точки зрения рынка он вносит свой вклад в развитие обоих секторов.
Решения переходного периода
Именно различный подход к оснащению населения мобильными вычислительными устройствами определяет сегодня развитие этого сегмента. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сложившееся сегодня мнение о противостоянии «смартфоны vs. КПК» — не более, чем издержки переходного периода, связанные с тем, что «айтишные» вендоры не имеют отработанных приемов работы с «сотовой» аудиторией и, напротив, «сотовики» не очень понимают, как работать с «айтишной» (оглушительный провал смартфонов на базе Microsoft Smartphone, в частности, и в России, с моделью Motorola MPx200 тому примером). Но с финансовой точки зрения оба сектора одинаково интересны.
Попытки разрешить эту коллизию привели к созданию концепции коммуникатора, карманного ПК со встроенным адаптером сотовой связи. Однозначно оценить это направление развития пока нельзя. С одной стороны, большого распространения такие модели (RoverPC S1 и S2, palmOne Treo 600/650, iPAQ 6315, GSPDA XPlore G88, серия коммуникаторов i-Mate, отчасти — Sony Ericsson P800/900/910) не получили. С другой — некоторые модели, в частности, i-Mate, пользуются устойчивым спросом, причем даже несмотря на то, что официальных поставок этих коммуникаторов в Россию нет. Хотя формально коммуникаторы объединяют в себе плюсы и КПК и смартфона (мобильный Интернет плюс крупный экран), с точки зрения потребителя у такого рода изделий есть и существенные недостатки. Прежде всего, это габариты и масса, довольно высокая цена и ряд чисто технических недоработок. Последнее, надо полагать, скоро будет исправлено, все же сейчас на рынке присутствуют первые поколения таких изделий, но существенного уменьшения габаритов ожидать не приходится. Но так или иначе, сегодняшняя ситуация с коммуникаторами — наглядный пример, что успех в этом сегменте определяется не особенностями конструкции и даже не ценой «железки», а почти исключительно правильно выбранной идеологией развития и продвижения продукта.
Кроме того, нельзя не отметить, что успеху коммуникаторов препятствует и рост популярности принципиально иного подхода к решению проблемы «всегда на связи» — персональные локальные сети (PAN). Идея, в общем, не нова, и по сути сводится к оснащению Bluetooth-адаптерами каждого отдельного устройства, с тем, чтобы пользователь мог выбрать для себя любую необходимую их комбинацию. На практике многообразие возможностей, правда, сводится к соединению по Bluetooth карманного ПК и телефона. Причем, нередко, именно смартфона (вспомним тенденцию к покупке обоих устройств, упомянутую выше), хотя роль телефона здесь по сути сводится к роли беспроводного модема. При наличии Bluetooth-гарнитуры работа с таким комплектом не требует доставать телефон из чехла или портфеля. Для ответа на входящий вызов достаточно нажатия кнопки на гарнитуре, для звонка достаточно выбрать абонента в адресной книге на КПК, подключение к Интернету тоже вполне естественно происходит с КПК. Эта тенденция также представляется крайне интересной (уже потому, что такое решение позволяет нивелировать недостатки обоих устройств, но пока, как отдельный продукт, такого «пакета» не существует — что, кстати, представляется явным недосмотром со стороны отделов продукт-маркетинга компаний-изготовителей.
Историческая перспектива
Следует ли воспринимать ситуацию, как признак скорой стагнации сегмента КПК? Все же, наверное, нет. Фактически, если попытаться спрогнозировать развитие мобильного сегмента в среднесрочной перспективе, то с большой вероятностью мы увидим картину, где традиционные КПК «откусят» небольшой сегмент у рынка сверхкомпактных ноутбуков (в этой области происходят очень и очень интересные процессы взаимного проникновения, но это предмет отдельного обсуждения), а смартфоны займут ряд традиционных ниш КПК.
Полное вытеснение карманных компьютеров представляется маловероятным и еще по одной причине. С точки зрения технических характеристик у смартфонов есть несколько существенных недостатков, прежде всего, небольшой экран. Не говоря о том, что чтение электронных книг — одно из основных применений КПК и потребители предпочитают читать с комфортом (а значит на большем по размеру экране), есть также ряд чисто корпоративных задач, где достаточно крупный экран необходим.
Немного отвлекаясь от перипетий борьбы между смартфонами и КПК, отметим, что сегодня на рынке наблюдается активный рост сегмента разного рода мобильных решений. Прежде всего, это автоматизация мобильной торговли (Van Selling) и сбора заказов (Pre Selling), процессов мерчандайзинга, автоматизации складских работ. Преимущества КПК как терминала такой КИС очевидны, более того, в случае, например, систем автоматизации мобильной торговли, единственная альтернатива использованию КПК — оснащение всех торговых представителей ноутбуками, что, как легко догадаться, стоит на порядок дороже. В этом случае применение смартфонов не оправданно, поскольку количество информации, необходимое для оформления заказа довольно велико и требует достаточно крупного экрана. Как следствие, в этом секторе КПК доминируют, а, учитывая бурное развитие такого рода «корпоративных» применений, позволяет рассчитывать на стабильный рост продаж «корпоративных» моделей. Прим. Узнать подробнее о системе автоматизации торговых представителей посредством КПК вы можете на сайте компании «Системные технологии» .
Но главное — на рынке есть место всем. Даже в России проникновение настольных ПК еще относительно невелико, разные источники указывают на цифры от 10 до 30%. Для мобильных ПК эта цифра ниже примерно на порядок, проникновение же карманных компьютеров и смартфонов по разным оценкам — десятые доли процента, особенно, когда речь идет о регионах. В условиях, когда еще не охвачена и сотая доля потенциально возможной покупательской аудитории, вряд ли стоит говорить о стагнации.