Новость дня: В Минпромторге сообщили об иностранных утюгах с прослушкой

Пингвинизация школ: «за» и «против»



На самом высшем уровне вопрос об использовании свободного ПО в российских школах уже решен положительно. Готовы два дистрибутива, и с 1 сентября на Линукс пересядет первая тысяча школ из экспериментальных регионов. В официальных заявлениях всячески подчеркивается, что СПО – дело добровольное и за школами сохранится право выбора. Мол, посмотрим-попробуем, и возврат в мир проприетарного ПО не исключается.


Тем, кто хотя бы немного знаком с темой, понятно, что open source – это совсем не «философский камень», который способен избавить от всех забот. Скорее, дилемма СПО vs. коммерческий софт будет решена в пользу «меньшего зла», при этом российскому образованию вместе с бесплатными лицензиями достанется известный букет проблем.

И от сумы, и от тюрьмы

Основное преимущество, на которое сразу обращают внимание чиновники, это GPL, позволяющая сэкономить бюджетные миллиарды. Как известно, столкнувшись с глобальной задачей лицензирования школьного ПО, Минфин попытался переложить федеральное бремя на плечи регионов. В итоге государство ограничилось временной «Первой ПОмощью», сделав основную ставку на СПО. Скромные сметы дают надежду на быстрое и окончательное решение проблем с лицензированием софта, а значит – никто из педагогов, подобно Александру Поносову, не окажется на скамье подсудимых. Да и сами ученики смогут запросто устанавливать школьные программы на домашние компьютеры, не опасаясь правовых последствий.

Сразу за этими аргументами обычно следуют размышления о национальной безопасности и дотировании американской экономики. «Официально выяснилось, что доля контрафактного программного обеспечения в России достигает 90%, а в госструктурах доходит до 95%. Это серьезная угроза информационной безопасности государства. Сейчас, в условиях вступления в ВТО, за него надо заплатить, причем много миллиардов долларов. И заплатить обязательно. Возникает вопрос, должно ли наше государство дотировать западную экономику. Второй вопрос — безопасность: всегда существует риск, что в закрытых программах есть некоторые недокументированные функции, которые, например, позволяют системе самостоятельно обмениваться данными с производителями, не сообщая об этом пользователю», - разъяснил это преимущество директор «ГНУ/Линуксцентра» Павел Фролов на конференции в Екатеринбурге.

Плюсом для школ оказывается и способность Линукса удовлетворительно работать на слабых машинах. Евгений Владисов, учитель истории из поселка Мисково Костромской области, установил Linux Mandriva на 7 школьных компьютеров. По его мнению, главный плюс и одновременно недостаток этой ОС – это наличие огромного числа дистрибутивов. «Выбрать что-то самому довольно тяжело, особенно на первом этапе, приходиться опираться на ближайшего гуру», - рассказал он. После установки система порадовала его надежностью (за учебный год проблем с машинами не возникло вообще), отсутствием вирусов и большим пакетом программ, доступных для использования в учебной деятельности.

Еще один аргумент, который часто приводят сторонники СПО, касается так называемой инженерной составляющей образования. Речь идет о возможности работать с исходным кодом открытых операционных систем, которая отсутствует в Windows. Это позволяет школьникам «развинтить» ОС «по шурупчику», чтобы получить знания, а не набор механических навыков. «Грамотное изучение любой операционной системы даст глубокие знания, и при использовании Линукса это сделать гораздо проще. Но и в нем можно научить просто «кликать кнопочки», не понимая принципов работы», - считает Александр Казанцев, возглавляющий центр компетенции Mandriva Linux Глазовского педагогического института.

Алексей Смирнов, генеральный директор ALT Linux, также поддерживает тезис о дополнительных возможностях, которые Линукс предоставляет тем учащимся, склонным к участию в разработке. Механические навыки (например, работы с офисными приложениями) тоже необходимы, но быстро устаревают при смене поколений ПО. В этом отношении ни у Windows, ни у Линукса нет особых преимуществ.

Павел Фролов (ГНУ/Линуксцентр) против исключения коммерческого ПО вроде Photoshop и Corel Draw из учебного процесса. Однако школьников не нужно привязывать к конкретным приложениям, необходимо знакомить их со свободными альтернативами.

Зачем козе баян?

Если преимущества СПО (особенно его бесплатность) на слуху у всех, то недостатки менее очевидны. Более того, многие из них носят спорный характер. Например, тезис об отсутствии драйверов для компьютерной периферии. Его опровергают опубликованные результаты Linux Driver Project (LDP): эта ОС поддерживает самое большое количество устройств, в сравнении с коммерческими аналогами. Получилось, что у 300 участников проекта в буквальном смысле не хватает работы, поскольку изначальные масштабы проблемы оказались сильно преувеличены.

Совместимость с форматами и Windows-приложениями, однако, остается серьезной проблемой. ««Есть некий замкнутый круг — мы работаем на Windows потому, что нет приложений под Linux, а приложений нет потому, что все работают под Windows. Почему буксует внедрение OpenOffice? Организация живет не в вакууме. Проблема не в том, что программа работает хуже, а в том, что снаружи есть сложности с совместимостью форматов документов», - отмечает участник екатеринбургской конференции, посвященной перспективам СПО в России. С этим утверждением согласны и отечественные линуксоиды. Алексей Смирнов говорит о «большом объеме унаследованных приложений, написанных без учета требований к многоплатформенности». Евгений Владисов отмечает существующую проблему с учебными дисками, большинство из которых создавались для работы в среде Windows.

Наконец, главным препятствием в российских условиях может стать отсутствие квалифицированных кадров, особенно в регионах. Десятки тысяч школьных учителей информатики должны будут пересесть на Линукс, и наивно было бы ожидать, что большинство из них сможет сделать это самостоятельно.

По словам Александра Казанцева, который как раз занимается приобщением учителей к новой для них ОС, педагоги по большей части готовы к нововведениям при наличии достаточной поддержки, как технической, так и методической. Евгений Владисов рассказывает, что в его школе процесс привыкания к Линуксу происходил довольно гладко – для начала он переименовал ярлыки, выбрал темы оформления, близкие к используемым в Windows, и многие первое время вообще не заметили подмены.

Павел Фролов рассказал TelNews, что некоторые школьные учебники по информатике уже адаптированы к реалиям Linux-среды, курсы для учителей проводятся в учебных центрах Mandriva.ru и при педагогических вузах. Виктор Федосеев, генеральный директор Mandriva.ru, сообщил об открытии центров компетенции в Санкт-Петербурге, Москве, Уфе, Петропавловске-Камчатском, Омске, Глазове, Кирове, Екатеринбурге, работает несколько коммерческих учебных центров по всей стране.

Александр Казанцев, автор и координатор образовательного проекта EduMandriva, тем не менее, уверен, что процесс миграции учителей на Линукс вряд ли будет проходить безболезненно. «В процессе формирования пилотного проекта забыли сразу привлечь педагогические вузы. Если бы это было сделано, то к его окончанию в школы могли бы прийти сотни молодых преподавателей, которые бы стали «маяками» и помощниками существующих кадров. А переквалифицировать учителя, который кроме Windows, ничего более не видел, - достаточно трудоемкий и длительный процесс, и опять же коммерческими учебными центрами тут не обойтись. Должна быть развернута федеральная сеть Центров обучения», - высказал он свою точку зрения. Кстати, не ясно, чем именно планируется мотивировать преподавателей информатики. Видимо, государство будет вновь упирать на природную любознательность и альтруизм российского учителя, которому подбросят новую «головную боль».

Цену вопроса узнаем завтра

Пока об экономических выгодах использования СПО можно говорить лишь в теоретической плоскости. Оснащение учебного класса из 15 машин проприетарной Windows обойдется бюджету, как минимум, в $2175. Затраты на аналогичный «школьный» пакет лицензий от Mandriva.ru выльются всего в 5000 рублей, для школ тестируется и специальная свободная версия – EduMandriva. Убеждает и другой пример, который привел Алексей Смирнов из ALT Linux: на коммерческое ПО для школ в 2007-2009 годах запланированы расходы в 2,6 млрд. рублей, на проект по внедрению СПО – всего 650 млн.

Однако исходить только лишь из стоимости лицензий было бы неправильно. Очевидно, что немалые суммы будут затрачены на переподготовку кадров, техническую поддержку и сопровождение ПО. «Точные расчеты стоимости владения ПО, фактически, можно провести только в уже работающей с этим ПО организации, так как существенная доля затрат может приходиться на человеческий фактор, например, любопытные школьники могут сломать работающую систему», - прокомментировал Виктор Федосеев. По его словам, большинство производителей оборудования сейчас разрабатывают драйверы для GNU/Linux, остальных – должны убедить масштабы внедрений в России и других странах.

Федор Смирнов

Автор: Telnews.ru
Дата:
Новые статьи: Новости НеWindows
10.09.2020 15:09

Huawei представила HarmonyOS 2.0

На конференции Developer 2020 китайская компания Huawei представила операционную систему HarmonyOS 2.0


22.06.2020 23:41

Apple представила iOS 14, iPadOS 14, macOS Big Sur и watchOS 7

На всемирной конференции для разработчиков WWDC 2020 компания Apple представила новые версии своих операционных систем для различных устройств


10.06.2020 18:28

Вышла вторая бета-версия операционной системы Haiku R1

Изначально проект развивался под именем OpenBeOS, но был переименован из-за претензий, связанных с использованием в названии торговой марки BeOS


03.06.2020 05:15

Выпущена операционная система Tails 4.7

Tails — операционная система, ориентированная на обеспечение приватности и анонимности пользователя


01.05.2020 14:25

Разработчики Ubuntu вышли на самообеспечение

Компания Canonical, занимающаяся разработкой и поддержкой популярного Linux-дистрибутива Ubuntu, вышла на самообеспечение


Популярное: Новости НеWindows
06.07.2007 13:01

Выбор дистрибутива Linux

Обзор наиболее популярных дистрибутивов GNU/Linux


13.08.2008 20:53

Linspire больше не существует

Linspire, коммерческий дистрибутив GNU/Linux, ранее известный как Lindows, прекратил свое существование


15.05.2006 17:13

Разработчиков Kororaa XGL Live CD обвиняют в нарушении GPL

Один из разработчиков дистрибутивов Kororaa XGL Live CD написал в блоге проекта о получении письма, предупреждающего о нарушении ими лицензии GPL


12.03.2009 17:53

Серьезная ошибка в Ubuntu 9.04

Использование в Ubuntu 9.04 файловой системы ext4 грозит потерей данных


24.11.2003 00:00

Рэнсом Лав: назад, в Linux-будущее

Идеи Рэнсома Лава о Linux совершили полный круг — в последний месяц он замкнулся аж дважды.


klumka
klumka, 14.09.2009 00:48
Как предмет - информатика (и прицепом информационные технологии) - сырец!!! Как предмет информатика в рамках Образования никем не формировалась с момента создания и по сей день ...Линукс, в том виде в каком он предложен школам - сырец трижды!!!Большинстово учителей НЕ знакомы с Виндой как таковой. Р...
Kuperes
Kuperes, 25.05.2008 16:45
Я вообще удивляюсь откуда такие суммы, высасаные из пальца на Линукс? Армада только собрала комплекты(что, сколько и какие программы стоит включать) за что такие бабки? За болванки дисков и тяжкий труд по их записи? Хахаха!!!Техническую "поддержку" Не смешите!! Зоопарк компов и перефирии столь обшир...
Udachnik
Udachnik, 20.05.2008 21:38
Проблемы с драйверами в Линуксе в основном с тем железом, которое еще менее популярно чем сам Линукс (всякие китайский noname вэбкамеры, принтеры и МФУ Brothers, модемы Jenius и др.). Единственное серьезное исключение дорогие звуковухи. Но так как в школе их не ставят, то это тоже не проблема.
Ganimed
Ganimed, 20.05.2008 14:16
Достаточно здравая статья. Очень хорошо, что вопрос о внедрении открытого программного обеспечения в школы вышел на государственный уровень. Удручает только то, что опять во главу угла ставится финансовый вопрос. Впрочем, я понимаю, что в нашей стране по другому просто быть не может. Целиком и полно...
SkyBon
SkyBon, 19.05.2008 17:57
Shepherd, за 5000 Mandriva Linux можно обеспечить аж целый компьютерный класс в школе, в то время, как XP - только 1 компьютер. Как говорится, судите сами :)
» Прочитать остальные / Написать свой комментарий

Новости /
Новости НеWindows /
Пингвинизация школ: «за» и «против»
Все рубрики статей:
Статистика | Рейтинги | Авторам | Реклама
Copyright © 1999-2020 Softodrom.ru
О перепечатках | Рассылки | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности | О проекте | Карта сайта
Яндекс.Метрика