Фильм «Гостья из будущего» как антисоветская утопия
Новости Не про софт
В ожидании новой экранизации научно-фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед», выход которой на экраны запланирован на декабрь 2023 года, Софтодром решил пересмотреть предыдущую экранизацию — знаменитый советский детский пятисерийный фильм «Гостья из будущего», который был впервые показан по телевидению с 25 по 29 марта 1985 года (во время весенних школьных каникул), т.е. всего через две недели после того, как к власти в стране пришел Горбачев. При этом съемки фильма были закончены уже к августу 1984 года, т.е. при Черненко, а начались съемки еще в 1983 году при Андропове.
Действие фильма «Гостья из будущего» начинается 13 апреля 1984 года. В этот день школьник Коля Герасимов, учащийся шестого класса московской школы №20, отправляется в магазин за кефиром, но вместо этого обнаруживает машину времени и попадает в будущее, на сто лет вперед, в 2084 год. Там он становится свидетелем того, как два опасных космических пирата крадут важный научный прибор (миелофон), способный читать мысли людей и животных. Миелофон был изобретен советским ученым, профессором Селезнёвым, и находился у его дочери Алисы, которая с помощью этого прибора проводила научные исследования в Московском космическом зоопарке («КосмоЗоо»). Коле удается перехватить миелофон у космических пиратов и сбежать с ним обратно в 1984 год, пираты бросаются за ним в погоню, а следом отправляется и Алиса.
Почему этот фильм — антисоветская утопия? Начнем с главного героя.
Коля Герасимов (в исполнении Алексея Фомкина) — это не простой советский школьник. Он относится к элите московских детей. Он живет с мамой в центре Москвы, в доме в Богословском переулке (будем считать, что выбор на роль Колиной мамы молодой актрисы Татьяны Божок, которая была всего на 12 лет старше Алексея Фомкина — это случайное совпадение, а не издевательство или стеб со стороны режиссера). Вывеска с адресом Колиного дома хорошо видна в кадре в третьей серии фильма, когда его друг Фима Королёв идет к нему домой (00:38:55).
На роль героини второго плана, одноклассницы Коли Герасимова, Юли Грибковой, режиссер фильма Павел Оганезович Арсенов почему-то выбрал юную актрису Марианну Ионесян.
Это примерно то же самое, как если бы в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» на роль русского царя Ивана Грозного утвердили бы, например, Вахтанга Кикабидзе. Никто не оспаривает, конечно, тот факт, что Вахтанг Кикабидзе был прекрасным актером, но при этом достаточно очевидно, что на роль Ивана Грозного он не подходил. Или если в «Бриллиантовой руке» роль Семена Семеновича Горбункова исполнил бы не Юрий Никулин, а, например, Фрунзик Мкртчян, тоже замечательный актер, это тоже выглядело бы странным.
Как поясняла сама Марианна Ионесян на форуме сайта «Романтики», в кино ее пригласили случайно, а из-за утверждения ее на роль Юли Грибковой у Павла Оганезовича были небольшие проблемы.
«Я играла во Дворце Пионеров на Ленинских горах в Театре Юного Москвича. Вот там-то меня и нашла Вера Линдт. Подошла и спросила, хочу ли я сниматься в кино. Ну кто же скажет нет? :-). Потом было несколько проб на киностудии. А потом нас поставили в пару с Наташкой и кинопробы уже делали вдвоем. Кстати, из-за меня, насколько я знаю, у Павла Оганезовича были небольшие "проблемы". Худ. Совет нашего очень "интернационального" государства не хотел утверждать девочку с армянской фамилией на роль русской девочки. Павел Оганезович был возмущен. Сказал - или снимаем ее или я вообще снимать не буду. Удивительный был человек! Исключительно порядочный, честный и принципиальный.» В конце второй серии фильма бегущая за пиратами Алиса Селезнёва попадает под троллейбус, после чего оказывается в больнице, где и знакомится с Юлей Грибковой, которая, по случайному совпадению, оказывается одноклассницей Коли. Алиса и Юля сбегают из больницы и бегут домой к Юлиной бабушке, у которой Юля живет. На 35-й минуте третьей серии фильма (00:34:01) они звонят в дверь бабушкиной квартиры, после чего мы видим, как Юлина бабушка (актриса Людмила Аринина) спускается по лестнице со второго этажа квартиры на первый и идет открывать дверь.
Да, именно так. Бабушка спускается со второго этажа квартиры на первый. То есть нам показывают, что в квартире два этажа. Бабушка на ходу завязывает халат, т.е. она явно идет из находящейся на втором этаже квартиры спальни, что вполне нормально, учитывая, что это раннее утро (Юлин одноклассник Фима Королёв как раз выгуливал собаку), и старинные часы, которые мы видим в бабушкиной квартире в самом начале этой сцены, показывают ровно 6 часов. Это вполне нормально. Ненормально здесь только то, что в квартире два этажа. Большинству советских людей такие квартиры даже не снились. Вообще говоря, большинство советских людей даже и не подозревали, что в СССР могут существовать такие квартиры, где на двух этажах живут бабушка с внучкой.
Пока Юлина бабушка спускается по лестнице, мы можем увидеть, что вся стена вдоль лестницы увешана картинами. Бабушка проходит к двери, впускает девочек, и они все вместе идут в одну из комнат, где на стене тоже висят картины. Судя по всему, Юлина бабушка — большая любительница изобразительного искусства, а также старинной мебели, которую тоже можно увидеть в квартире. И нет, они проходят не в ту комнату, в которую бабушка спустилась по лестнице, а в другую комнату, из которой в 00:35:05 она уходит куда-то влево за кадр (видимо, в еще одну комнату), а потом возвращается с одеждой и полотенцами для девочек. Бабушка отправляет их в ванную, а сама проходит на кухню.
Таким образом, в бабушкиной квартире как минимум две или три комнаты на первом этаже и какое-то неизвестное нам количество комнат на втором этаже, откуда она спустилась. Учитывая, что на первом этаже помимо этих двух комнат находятся к тому же кухня, ванная и коридор, можно предположить, что и на втором этаже тоже довольно большое пространство, явно не ограничивающееся одной бабушкиной спальней.
Когда Юля выглядывает из ванной и просит бабушку позвонить в больницу, чтобы сказать, что с ними всё в порядке, мы можем увидеть, что и кухня тоже заметно больше, чем стандартная кухня в обычных советских квартирах.
Кстати, исполнительница роли Алисы Селезнёвой Наталия Гусева давно рассказывала о том, что при съемке этих сцен у оператора возникла идея снять, как девочки моются в ванной. Но, к сожалению, от съемок этой сцены было решено отказаться, а иначе у нас сейчас была бы возможность посмотреть, как выглядела ванная в бабушкиной квартире. Можно предположить, что ванная была не менее впечатляющей, чем вся остальная жилплощадь. Вполне возможно, что в ванной тоже было два этажа, с лифтом, с бассейном на десять дорожек и с трамплином для прыжков, но мы этого, к сожалению, так и не узнаем.
Увидеть одну из комнат в квартире Юлиной бабушки еще раз мы можем в той же третьей серии. На 47-й минуте нам показывают, как бабушка сообщает девочкам, что она не верит в рассказанную ими историю о том, что Алиса прибыла из будущего, после чего она решает позвонить своему старому другу, Коле Синехвостикову, заместителю министра просвещения (00:48:14), чтобы решить вопрос о зачислении Алисы в 6 «В» класс московской школы №20 (Алиса прибыла из будущего, поэтому документов у нее с собой нет, но замминистра, конечно, может легко решить этот вопрос). После этого бабушка проходит в другую комнату, которую мы раньше, кажется, не видели, и оттуда звонит заместителю министра.
Да, вот так всё просто. Простая московская школьница Юля Грибкова, у которой очень простая бабушка, которая живет в двухэтажной квартире и вот так очень просто берет и звонит заместителю министра. Такое впечатление, что авторы сценария, Кир Булычёв и Павел Арсенов, решили поиздеваться либо над зрителями, либо над какой-нибудь госкомиссией, которая должна была смотреть фильм. Ну, либо им была поставлена задача показать зажиточный быт простых советских людей при развитом социализме времен Андропова, и они либо немного перестарались, либо специально показали всё в гротескно-преувеличенном виде.
Пока бабуля набирает номер, Юля Грибкова демонстрирует зрителю чудеса скоростного переодевания: когда она сидела в комнате вместе с бабушкой и Алисой, она была одета в черную майку (00:48:13), а через несколько секунд на ней уже что-то вроде пижамы или халата с зеленым рисунком (00:49:22), причем все пуговицы, кроме верхней, застегнуты, т.е. переодеться так быстро вряд ли было возможно. Заодно Юля успела сменить прическу: в предыдущей сцене у нее были заплетены две косички, а теперь это просто два хвостика, с которыми она и пришла из больницы. Алиса никаких чудес не демонстрирует: она как была в бежевой пижаме с белым воротником в горошек в предыдущей сцене, так и осталась.
Кстати, это единственная сцена, в которой мы видим Юлю Грибкову с заплетенными косичками, во всех остальных сценах в фильме она с хвостиками. По всей видимости, Юлины косички режиссеру Павлу Арсенову почему-то не нравились.
В следующей сцене нам показывают, что на старинных бабушкиных часах уже 9:00, и в этот самый момент в подъезд забегает младшеклассница в очках (актриса Юлия Русских), бежит по лестнице, добегает до квартиры Юлиной бабушки и звонит в дверь. Бабуля идет открывать (00:50:48), причем одета она уже совсем не так, как в предыдущей сцене. Она уже успела накинуть на плечи серую шаль, а заодно сменила блузку: в предыдущей сцене на бабушке была блузка с совсем другим воротником и другим рисунком.
Взволнованные неожиданным звонком Алиса и Юля подбегают к двери комнаты (00:50:51), и они тоже уже одеты совсем по-другому: в предыдущей сцене на них обеих были пижамы, а теперь Юля снова в темно-синих джинсах и черной майке с красными полосками, а Алиса уже успела снять пижаму и надеть серую юбку и блузку в бело-коричневую полоску. (Эту одежду можно будет разглядеть более подробно в следующей, четвертой серии, начиная с 00:23:35.)
В следующей сцене нам показывают, как эта младшеклассница (которая оказалась космическим пиратом Крысом) идет к заброшенному дому, и внимательный зритель может заметить, что по дороге она успела снять колготки. На лестнице в доме Юлиной бабушки на ней были светлые колготки, когда она поднималась вверх (00:50:19) и когда спускалась вниз (00:51:54), а к заброшенному дому она подходит в белых носках или гольфах (начиная с 00:52:20 и далее, когда в доме ее встречает Весельчак У). Вообще таких ляпов в фильме очень много. И возникает вопрос, сделано ли это специально, и если да, то с какой целью.
Увидеть шикарную по советским меркам квартиру Юлиной бабушки с другого ракурса, а именно с лестницы на втором этаже, можно в четвертой серии, начиная с 00:37:39. Здесь можно увидеть, что одна из картин стоит без рамы, видимо, на мольберте. Поэтому можно предположить, что либо сама бабушка — художница, либо художник ее муж, Юлин дедушка. Либо кто-то еще приходит в бабушкину квартиру, рисует, а затем тайком уходит, потому что никого другого в квартире нам не показывают.
Так или иначе, откуда у Юлиной бабушки такая огромная квартира, совершенно непонятно. Также непонятно, где Юлины родители и кто они, кем работают. Можно предположить, что они какие-то очень важные люди и находятся где-то в заграничной командировке (очень крутая работа в советское время). Сама бабушка, в сцене с младшеклассницей-Крысом, говорит, что ее сын – чемпион Европы по дзюдо. Если это действительно так (а не бабушкины фантазии с целью напугать маленькую девочку-Крыса), то можно предположить, что и Юлина мама тоже крутая чемпионка. И, видимо, оба родителя находятся где-то за границей, на международных соревнованиях. Вот такая простая спортивная советская семья.
Между прочим, в третьей серии фильма, когда Алиса и Юля еще лежат в больнице, в одной из сцен, когда они весело едят яблоки, можно увидеть, что у Алисы нет одного зуба, в верхнем ряду справа (00:11:47). Вероятно, именно этим объясняется то, что Алиса обычно улыбается и смеется с закрытым ртом.
Третья серия фильма «Гостья из будущего» заканчивается сценой, в которой Алиса Селезнёва и Юля Грибкова приходят в школу на урок английского. С этой же сцены начинается четвертая серия. Внимательный зритель может заметить, что в самом начале, когда Алиса и Юля стоят у доски лицом к классу, у них обеих нет пионерских значков (00:03:42). Потом они садятся за парту и, после неудачного ответа Фимы Королёва, к ним подходит учительница английского языка, Алла Сергеевна. Начиная с этого момента (00:07:17) у Алисы внезапно появляется пионерский значок там, где он и должен быть — на фартуке с левой стороны груди.
В следующей сцене Алиса Селезнёва и Юля Грибкова возвращаются из школы и идут домой по проспекту Калинина (с 1994 года он носит название Новый Арбат). Ну конечно, где же еще идти обычным советским школьницам, как не по проспекту Калинина, куда большинство советских людей, в том числе и москвичей, живущих в спальных районах, обычно приезжали только на экскурсии. В этой сцене тоже явно видно, что у Алисы на груди есть пионерский значок (00:13:19). А у Юли его по-прежнему нет.
Кстати, в этой сцене, когда они, увидев космических пиратов, начинают убегать, можно увидеть, что Весельчак их практически сразу догнал: в 00:13:47 он оказывается от них всего в нескольких метрах, а через несколько секунд (00:13:55) он уже настолько близко, что вполне мог бы дотянуться до убегающей Алисы рукой и раздавить ее своим весом. Видимо, переснимать сцену в толпе людей, гуляющих по проспекту Калинина, было неудобно, поэтому в следующий момент камера переключается на Крыса, который наблюдает за ними в бинокль, а в 00:14:02 нам снова показывают бегущих Алису и Юлю, которые каким-то образом оторвались от Весельчака, оказались уже на другой улице и продолжают бежать до 00:14:22 — в этот момент они добегают до подъезда дома и забегают внутрь. Через 10 секунд, в 00:14:32 к двери подъезда подбегает опасный космический пират Весельчак У, забегает внутрь, после чего в ужасе выбегает обратно, пытаясь убежать от собаки. Он настолько напуган, что начинает бежать вертикально вверх по стене дома. Это, конечно, очень круто, но совершенно нелогично, учитывая, что в той же четвертой серии, чуть дальше, в 00:26:41, показана похожая сцена, в которой Весельчак отгоняет лающую собаку, просто превратившись в большого пса.
В 00:31:47 начинается еще одна сцена, в которой Алиса и Юля возвращаются из школы по проспекту Калинина, где за ними опять начинают бежать пираты, которые никак не могут догнать двух девочек, хотя так стараются, что бегут даже по крышам автомобилей. При этом не менее абсурдным является и то, что Алиса бежит наравне с Юлей, хотя по идее она должна бегать гораздо быстрее, судя по ее феноменальным спортивным способностям, которые она показывала не только на уроке физкультуры, но и в сценах типа прыжка через забор или прыжка из окна школы (оба этих трюка исполнила 13-летняя каскадерша Оксана Компаниец).
Успешно сбежав от пиратов, а заодно от школьного физрука и тренерши спортшколы, Алиса и Юля снова оказываются в квартире Юлиной бабушки (00:37:39). При этом на Алисе уже не красные носки, в которых она бегала в предыдущих сценах, а темные гольфы.
Еще один ляп можно увидеть в четвертой серии в сцене, где Алиса выпрыгивает из окна школы. Незадолго до этого, когда она еще находится в классе, куда под видом учительницы английского языка заходит Крыс, мы видим, что Алиса опять в красных носках (00:52:33 и 00:53:28). На ней светлые босоножки, а на груди у нее виден пионерский значок. Но когда она бежит по школьному коридору (00:54:57), на ней уже не красные носки, а те самые темные гольфы, и босоножки стали темнее. Пионерского значка на груди у нее уже нет. В 00:55:13 мы видим, как Алиса выпрыгивает из школьного окна, по-прежнему в темных гольфах, темных босоножках и без значка (на самом деле выпрыгивает не Наташа Гусева, а Оксана Компаниец, но это не важно), а в 00:55:19 приземлившаяся Алиса (Наташа Гусева) бежит по школьному двору, снова в темных гольфах, и уже с пионерским значком на груди.
Пятая серия начинается с краткого пересказа содержания предыдущих серий, и при пересказе содержания четвертой серии в 00:03:16 мы видим ужасную сцену, как Крыс в образе учительницы английского держит Алису рукой за горло. Сразу после этого настоящая учительница падает в обморок.
Но в четвертой серии такой сцены не было. В четвертой серии в этот самый момент Алиса спокойно стояла рядом с Крысом, который просто положил ей руку на плечо (00:53:27).
В 00:07:58 Юля Грибкова и Фима Королёв с одноклассниками и одноклассницами выбегают из школы и останавливаются у школьного забора (00:08:27), чтобы решить, что делать дальше. Кроме Юли и Фимы там еще четыре девочки и три мальчика. При этом у всех девочек (в том числе и у Юли) белые гольфы, кроме Лены Домбазовой (актриса Наталья Шанаева), у которой гольфы красные. После обсуждения плана дальнейших действий все бегут через дорогу. Сразу после этого, в 00:09:37, по улице проезжает черная «Чайка».
В следующей сцене ребята продолжают бежать по улице, и мы видим очередной ляп: у двух девочек на ногах уже не гольфы, а белые носки (00:09:45). В 00:09:59 по улице проезжает еще один крутой черный автомобиль, а вслед за ним, в 00:10:12 еще одна «Чайка». То есть меньше, чем за минуту экранного времени проехали три явно непростые машины. Таким образом, количество правительственных лимузинов на единицу экранного времени просто зашкаливает. И кстати, когда ребята встречают на улице Алису, на всех девочках снова гольфы (это видно в 00:13:03).
В 00:35:28, когда ребята подходят к заброшенному дому, в котором космические пираты пытают Колю Герасимова, у одной из девочек (у Кати Михайловой, роль которой играет Елена Коляскина) опять белые носки вместо гольфов. А в 00:38:40, когда ребята бегут за лже-Колей, можно увидеть, что у Кати Михайловой носки уже не белые, а синие. В 00:46:18 ребята опять бегут, и носки у Кати Михайловой опять белые, а не синие, как в предыдущей сцене. А еще одна девочка, Альбина Фетисова (актриса Мария Баукина), видимо, запарилась бегать в своих белых гольфах и решила их снять, потому что теперь она бежит с голыми ногами.
В 00:51:48, когда ребята оказываются в подвале вместе с пиратами, которых арестовывает Полина, Катя Михайлова уже не в синих носках, а снова в белых гольфах. А в 00:52:10 видно, что и Альбина тоже уже надела гольфы. Вероятно, ради сцены прощания с Алисой она достала парадные гольфы из кармана и надела, чтобы лучше соответствовать торжественному моменту.
Являются ли все эти ляпы случайными? Или это сделано с какой-то целью? Почему нельзя было выдавать девочкам белые гольфы каждый день на время съемок? Почему происходят эти метаморфозы с пионерским значком на груди Алисы? Режиссер Павел Арсенов не ленился лично ее стричь, но при этом не подумал о такой мелочи, как пионерский значок, в фильме, где все главные герои — советские пионеры?
Почему Юля Грибкова вообще не носит пионерский значок? Это очередное случайное упущение съемочной группы или принципиальная позиция пионерки Грибковой? Кто вообще ее родители? Откуда у ее бабушки такая двухэтажная квартира, которая даже и не снилась абсолютному большинству советских людей?
Зачем вообще снимать детский фильм, в котором советские дети показаны какими-то маленькими аристократами, живущими в центре Москвы, где каждую минуту проезжают крутые правительственные автомобили, а сами дети идут в школу и возвращаются домой по проспекту Калинина к своим бабушкам, живущим в двухэтажных квартирах?
Почему Коля Герасимов живет именно в Богословском переулке? Зачем было показывать в кадре вывеску с названием переулка? Где отец Коли? Почему на роль мамы взяли актрису Татьяну Божок, которая была всего на 12 лет старше Алексея Фомкина, игравшего роль Коли? Может быть, ее взяли именно из-за фамилии? Может быть, режиссер просто решил посмеяться и разбросал по всему фильму пасхалки?
Почему у всех девочек, кроме Алисы, белые гольфы, и только Лена Домбазова (Наталья Шанаева) весь фильм ходит в красных? Режиссер Павел Арсенов таким образом хотел выделить ее среди остальных? Или это компенсация ей за то, что ее не утвердили на роль Алисы? Кстати, несложно увидеть, что у них очень похожие прически, поэтому можно предположить, что режиссер стриг не только Наташу Гусеву, но и других претенденток на главную роль.
Кстати, насколько Алиса Селезнёва (а точнее, Наташа Гусева) на самом деле младше и меньше остальных девочек в классе, хорошо видно в четвертой серии, начиная с 00:24:43, в сцене, где показан урок физкультуры. Там же можно увидеть и еще одну странность: в 00:25:54 к Алисе подходит Юля, почему-то при полном параде, одетая в школьную форму, а не в трусы с футболкой, как все остальные. По всей видимости, бабушкин друг, замминистра Коля Синехвостиков, позвонил директору школы и Юлю освободили от занятий физкультурой.
Уже давно высказывалась версия, что фильм «Гостья из будущего» — это мрачная антиутопия с антисоветским уклоном. Если рассматривать происходящее в фильме всерьез, то вполне возможно, что Коля Герасимов — это ненадежный рассказчик, который всё придумал. Также возможно, что Алиса — просто психически нездоровая девочка, как и Юля Грибкова, а больница, из которой они сбежали, — это психиатрическая больница. Собственно, именно в психиатрическом или неврологическом отделении и должна была оказаться девочка, якобы потерявшая память. Если Алиса действительно сумасшедшая, то это объясняет ее фантазии про космических пиратов и путешествия во времени. Таким же бредом больного воображения могут быть и Юлины фантазии про бабушку, живущую в двухэтажной квартире. Кстати, есть еще и версия, согласно которой Коля и Фима — это Крыс и Весельчак У в детстве.
|
Ищете, где скачать бесплатные программы?
Скачать бесплатные программы для компьютера на Windows и смартфона на iOS или Android можно на Софтодроме. На данный момент в каталоге Софтодрома представлено более 13 000 бесплатных программ для Windows, iOS, Android и Linux.
|
|