Пользователи Рунета: развитие или деградация?
Новости Интернет
Пролог Периодическое использование интернета стало одним из неотъемлемых элементов жизни миллионов россиян. Это связано с рядом достаточно очевидных социокультурных и экономических факторов, останавливаться на которых мы не будем. Менее чем за десятилетие российский интернет превратился в главный информационный и развлекательный центр техносоциума. К сожалению, это существенно снизило общий уровень сложившейся интерактивной культуры – процесс деградации затронул информативную направленность ресурсов, качество текстов, специфику общения пользователей и их интеллектуальный уровень.
В данной работе мы попытаемся проанализировать взаимосвязь трансформации виртуального пространства с контингентом его посетителей и проследить, как изменился состав пользователей российского интернета с момента его появления до наших дней. Постараемся разобраться и с влиянием, которое оказывает изменение контингента на контент сети.
Русский интернет История российского интернета началась в 1990 году, когда в частном порядке через хельсинский университет был зарегистрирован первый отечественный домен SU (Soviet Union). Впрочем, подробности истории рунета можно без труда найти самостоятельно.
Родоначальники и первопроходцы Первыми пользователями российского интернета стали сотрудники компании “Демос”. Они не только сформировали интерактивную связь области “железного занавеса” с Западом, но и начали распространять возможность подключения к сети среди своих знакомых и друзей.
Эта услуга зиждилась на идеализме – первопроходцы отечественной паутины хотели вывести своих соотечественников из информационной блокады и познакомить их со свободным пространством, как нельзя лучше отражавшим актуальные стремления постсоветской прогрессивной интеллигенции к демократическим свободам. Кроме того, интерес к новому независимому СМИ подкрепили антисоветские настроения, отраженные в появлении сайтов подобной направленности.
Дороговизна услуги существенно ударила по карманам пионеров российской сети, но время показало, что это того стоило. Тем не менее, изначально пользоваться интернетом могли себе позволить только организации. Для того чтобы получить частный доступ к всемирной паутине, нужно было обладать специфическими материальными возможностями.
Компьютер В настоящий момент почти каждая семья имеет дома компьютер, но в начале девяностых этот ныне привычный элемент домашнего интерьера был невообразимой роскошью для большинства россиян. Личные PC имели лишь единицы, в основном так или иначе связанные со сферой информационных технологий.
Материальные возможности В стране, где даже телефонные номера были дефицитом, далеко не каждая семья могла позволить себе иметь городской телефон. О подключении к интернету и речи не шло (к тому же, никто не знал, зачем это нужно)! Только обладающие неплохим достатком могли позволить себе подключиться к интернету.
Знания и навыки Для серфинга (и какой-либо активной деятельности в сети) необходимо было иметь ряд знаний и навыков. В частности: владеть компьютером на уровне уверенного пользователя и знать английский язык. Опять-таки, без труда в сеть выбирались только “компьютерщики”. Для рядовых граждан интернет пока был закрыт.
Кем они были? В целом, можно сказать, что первыми российскими пользователями интернета были люди обеспеченные, хорошо образованные, вращающиеся в достаточно высоких кругах, имеющие доступ к информационным ресурсам. Возрастной ценз посетителей примерно ограничивался 25-35 годами. Они были представителями “продвинутой” интеллектуальной элиты и задавали свои стандарты качества русскоязычной сети.
Спрос на интерактивные ресурсы распространялся и в среде бизнесменов, открывавших для себя коммерческий потенциал интернета. Уже тогда эти люди понимали, что солидный доход от бизнеса в сети – лишь вопрос времени, поэтому оправдано рисковали и сейчас, естественно, долбились ожидаемого успеха.
Ближе к современности “Второе поколение” пользователей российского интернета получило намного больше возможностей. Хронологически, к нему можно отнести тех, кто присоединился к армии поклонников интерактивного пространства в конце девяностых. Теперь это были не только специалисты в области компьютерных технологий и компьютерные предприниматели, но и многочисленные обычные граждане.
Такая ситуация была обусловлена существенным изменением экономической ситуации в России конца девяностых, и повышением уровня жизни определенных слоев населения. Кроме того, “постсоветская десятилетка” подвигла многих к поиску новой информационной “пищи” и новых развлечений, ранее недоступных в условиях советской инфозамкнутости.
Не только для профессионалов и новых русских Развитие крупного и малого бизнеса вывело на первый план российской жизни новый социокласс. Многие успешные предприниматели представляли собой людей в прошлом далеко не интеллигентных профессий, часто плохо образованных. Стремление окружать себя дорогими роскошными вещами, отправлять детей учиться в престижные вузы и просто “модно и красиво” жить не обошло всемирную паутину, потому что она, как и прочая роскошь, было тогда еще не всем доступна.
Техника Многие нормально обеспеченные граждане могли себе позволить купить компьютер в дом. В конце девяностых отечественный рынок компьютерной техники приобрел очень серьезные масштабы, а цена компьютеров стала вполне приемлемой.
Знания В учебных заведениях стали активно преподавать основы компьютерных технологий, появились многочисленные курсы, позволяющие каждому желающему овладеть навыками работы с компьютером.
Расширение спектра ресурсов По сравнению с изначальными информационными составляющими отечественной сети, спектр развития сайтов и порталов стал значительно расширяться за счет массовых, развлекательных ресурсов. Спрос на профессиональные, “серьезные” страницы снизился: его вытеснил массовый интерес к доступным, понятным, но интересным сведениям и возможностям.
Интерактивные компьютерные игры, чаты и форумы по интересам, многочисленные интернет-магазины, личные странички фирм и организаций, известных людей и рядовых пользователей, оккультные и религиозные порталы, сайты, посвященные субкультурам, политическим течениям и так далее – все это нашло своих посетителей и поклонников среди российских пользователей сети.
Золотая середина? Естественно, спрос во многом формирует предложение, а качество спроса оказывает влияние на специфику предлагаемой информации. Демократизм отечественного интернета открыл дорогу свободе слова, информационной раскрепощенности, что незамедлительно воплотилось не только в положительном, но и в отрицательном влиянии на общий уровень ресурсов.
Практически это можно проследить на примере появления “пошлых”, низкопробных сайтов, большим рейтингом посещаемости порнографических сайтов, популярностью ресурсов, отражающих массовую культуру во всех ее проявлениях, которая не отличается высоким уровнем интеллектуальности и эстетики.
Тексты для “большинства” стали понятнее, лексика – проще, стилистика языка впитала в себя молодежный сленг, мат, жаргонизмы, тематика форумов обогатилась свободными темами, стремлением общаться не по делу, а просто так, “понтоваться”.
Формирование новой интерактивной культуры в сети сделало ее более простой для понимания, что, к сожалению, шло в ущерб качеству информации. Упрощение привело к опошлению, простота – к элементарному примитивизму.
Безусловно, количество интеллигентных, хорошо образованных и воспитанных пользователей сети не уменьшилось, но их существенно “разбавили” люди иной категории, для которых пониженный интеллектуальный уровень сетевого формата стал нормой.
Кто они сейчас В современном российском интернете информацию по душе может найти кто угодно: и изощренный интеллектуал, и недалекий подросток-двоечник. Это произошло благодаря очередной смене ценностных ориентиров нашего общества, провозгласивших стремление к компромиссу между двумя классами: теперь уже не достаточно быть интеллигентным и хорошо образованным или богатым – нужно это совмещать. К этому стремится современная молодежь, это понимают и люди среднего возраста.
Спектр предложений включил в категории пользователей интернета людей различных возрастных категорий с разнообразными запросами. Можно сказать, что сеть стала семейной – дети находят в ней обучающую информацию, общаются, скачивают или покупают компьютерные игры, деловые люди успешно продвигают свой бизнес с помощью сайтов, современные бизнес-леди и простые домохозяйки удовлетворяют свои информационные потребности на женских порталах и в интернет-магазинах, люди старше среднего возраста находят интересные им сведения на сайтах религиозной направленности, страницах газет и порталов для пенсионеров.
Каждая категория граждан способна найти в сети единомышленников, чему примером послужат многочисленные интерактивные объединения ветеранов, инвалидов или поклонников чего бы то ни было. Интернет дает возможность находить собеседников и обсуждать актуальные любые проблемы.
Но в целом, как уже было отмечено, львиная доля ресурсов все-таки приходится на развлекательные и коммерческие, что свидетельствует о снижении общего уровня интеллектуальных запросов.
Сумерки человечества Снижение уровня интерактивной культуры отразилось не только на качестве информации, но и на методах работы с ней. Отсутствие цензуры и доступная система регистрации помогает выходить в интернет каждому желающему (вне зависимости от его дальнейших намерений).
По данным статистики на 2005 год, количество российских пользователей приблизилось к 25-миллионной отметке, а в конце 2006 года прогнозы обещают нам прирост до 50 миллионов. И это с учетом того, что данные собраны по количеству постоянных зарегистрированных пользователей старше 18 лет, подсчет которых, безусловно, минует анализ числа непостоянных посетителей.
С точки зрения гендерной дифференциации, отечественный интернет более привлекателен для мужчин, которые составляют 58 процентов от общего количества российских пользователей. Данные по возрастному контингенту говорят нам о том, что количество пользователей, чей возраст находится в интервале 25-35 лет, сократилось до трети.
Особая экономическая ситуация в России накладывает свой отпечаток на распределение зон активности пользователей интернета в зависимости от места проживания. Так, лидирующее место занимает европейская территории России, центральные регионы, Поволжье. Сибирь и Дальний Восток существенно отстают. Например, в Зауралье были зарегистрированы только 2,5 миллиона пользователей. Лидерами, разумеется, являются Москва и Санкт-Петербург, где стоимость постоянного широкополосного подключения с неограниченным объемом входящего трафика уже перешагнула психологическую отметку в 20 у.е.
Эпилог Популярность интернета среди наших соотечественников – это существенный прорыв в области информативного обогащения. Вопрос лишь в том, чем стоит обогащаться, а чем – нет. Всемирная паутина делает доступными многие достойные достижения человеческой мысли, но они, к сожалению, не пользуются таким спросом, как второсортные развлечения и пустая болтовня.
"Лаборатория контента"
|
Ищете, где скачать бесплатные программы?
Скачать бесплатные программы для компьютера на Windows и смартфона на iOS или Android можно на Софтодроме. На данный момент в каталоге Софтодрома представлено более 13 000 бесплатных программ для Windows, iOS, Android и Linux.
|
|